Психология для родителей

Психология для родителей

«Маленькие дети!

 Ни за что на свете 

Не ходите в Африку,

 в Африку гулять!» 

или почему я боюсь?

Такие знакомые с детства, безобидные на первый взгляд строчки К.И. Чуковского. Но в некоторых случаях эти слова могут послужить причиной страхов ребенка: он не захочет оставаться один, будет бояться темноты, не пойдет один гулять во двор, будет бояться остаться в детском саду  и многое другое. Даже несмотря на то, что стихотворение заканчивается хорошо: Бармалей перевоспитался, и как раз горилла с крокодилом очень в этом помогли. Однако, очень часто мы задаемся вопросом: «Что мне делать? Мой ребенок боиться?». На этот вопрос трудно сразу ответить, потому что важно понять: как ребенок оценивает степень опасности и, соответственно, как ведет себя. Вполне возможно, что из-за страха перед лягушками, пиявками ребенок станет бояться даже текущей из крана в ванной воды. Что же все-таки делать, если ребенок чего-то боится и это мешает жить ему и окружающим?

 БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ ИЛИ БОЛЬШОЕ И СТРАШНОЕ «НЕ…»!

     Существует несколько путей, ведущих к закреплению у детей страхов. Первый путь, самый распространенный, — это так называемая профилактика неприятностей. Речь взрослых зачастую изобилует словесными конструкциями, содержащими в категоричной форме информацию о том, что последует, если…. С малых лет ребенок слышит: «Не будешь слушаться, не пойдешь гулять»; «Не соберешь портфель, получишь двойку, не куплю тебе велосипед». Дома, в детском саду, в школе негативный опыт — первое, что передают и закрепляют. Разнообразные страхи часто служат основой для системы запретов и ограничений. Первый совет: научитесь контролировать свою речь, говорите с ребенком спокойно, отмените «режим повышенного тона».

«СТРАШНЫЕ» СКАЗКИ

              Художественная литература, телепередачи, посещение зоопарка, цирка, театра иногда могут быть причиной отказа детей исследовать степень реальной угрозы страшного предмета. Поэтому важным советом в борьбе со страхом будет следующие: обратите внимание на положительный исход событий в произведении, уточните способ, которым он был достигнут. Желательно, чтобы ребенок нарисовал иллюстрации к особенно запомнившимся моментам сказок, телепередач, спектакля, представления. Чтобы изменить отношение ребенка к сказочному персонажу, которого он боится, используются такие методы, как поиск смешного в персонаже или того, за что его можно пожалеть. Например: «Давай подумаем, сколько у Змея Горыныча голов? Девять! А сколько в них зубов? А теперь представь, что все заболели! Ну как? Жалко его, бедного. Одна Баба-яга — страшно. А десять? Ты подумай! Они же все передерутся!» Второй совет: делаем из страшного дружелюбное.

ПРИЕМ «ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ»

               Для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенно, можно создать с ним вместе «волшебные предметы», которые способные защитить ребенка в любых ситуациях. Положительно могут «сработать» совместно изобретенные взрослым и ребенком средства защиты – например, игрушечная сигнализация, волшебный динозавр и многое другое, что позволит вам сделать воображение. Третий совет: «волшебные предметы» помогут ребенку побороть свой страх, но помните не стоит злоупотреблять «волшебством».

«Я НЕ БОЮСЬ!»

               Для преодоления детского страха, можно также использовать метод «лепки страха». Этот способ очень эффективен, когда предмет страха ребенка конкретен (Баба-яга, бомба, темнота, землетрясение). Для работы вам потребуется коробка разноцветного пластилина и дощечка, на ребенке должна быть одежда, которую не жалко испачкать. В начале работы, вы спрашиваете у ребенка таинственным голосом: «Скажи, ты чего-нибудь боишься?» Выслушиваете ответ. Дальше еще более таинственно предлагаете: «А хочешь научиться ничего не бояться? Я вчера разговаривала с волшебником, и он научил меня. Хочешь, я теперь тебя научу? Для этого надо слепить свой страх», — вы даете ребенку коробку с пластилином. По ходу лепки желательно эмоционально восхищаться работой ребенка. После окончания работы обязательно похвалите полученное изделие: «Отлично! Ужасно страшный!», а затем скажите: «А теперь, чтобы этот страх больше никогда и никого не пугал, надо его сломать, уничтожить!» Ребенок сминает в один комок то, что он только что слепил. После окончания этого процесса вы радостно говорите: «А теперь из этого куска надо слепить что-то очень хорошее. Слепи что-нибудь хорошее». На этом работа заканчивается, а полученное изделие ставится на полочку.

Дорогие родители, помните, что избавление от страха очень индивидуальный процесс и может занять от нескольких часов до нескольких недель. Только внимательность, чуткость и поддержка помогут малышу преодолеть его такие немаленькие ужасы.

  Психология для родителей

«Великий и ужасный» или что стоит за плохим поведением ?

Случается,  что ребенок и взрослый никак не могут договориться.  Маленький «взрослый»,  регулярно демонстрирует негативное поведение, которое может заключаться в  показном  непослушании, физической или вербальной агрессивности, жестокости.

Иногда можно наблюдать такие картины: малыш плачет, потому что ему страшно, а мама ругается, что он назло треплет ей нервы.Сын отказывается выступать на сцене, потому что забыл слова, а папа полагает, что он просто струсил как девчонка.

Дочка не хочет играть в куклу, потому что «накрасила» ей губы фломастером и боится показать маме, а та думает, что малышка упрямая и замкнутая. Конечно, иногда нежелание делать то, что просят мама с папой и есть банальное упрямство, а нежелание убирать игрушки в комнате — лень. Но бывает и так, что обычные, на первый взгляд, слова и поступки, наполнены иным содержанием, чем кажется.

Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами:  плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в  развитии. Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.     Помните: наименее эффективный способ реагирования – наказан

        Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами:  плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в  развитии. Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.     Помните: наименее эффективный способ реагирования – наказание. Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное  поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна  быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя  лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и  поручали сложные задания. Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы  ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а  не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.