Информация

Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта и систематизирован по Программе музыкального воспитания детей дошкольного возраста «ЛАДУШКИ», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой.

Программа «Ладушки»подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Основной задачей является введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача —  главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не даёт ребёнку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.

Задачи программы «ЛАДУШКИ»

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
  3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  4. Подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
  6. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

Программа «Ладушки»  предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

1)иллюстрации и репродукции,91306115

2)малые скульптурные формы,

3)дидактический материал,

4)игровые атрибуты,

5)музыкальные инструменты,

6)аудио- и видеоматериалы,

7) «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

                Методические принципы

 

  1. Одним из главных принципов работе с детьми является создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Мы не принуждаем детей к действиям (играм, пению), а даём возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
  2. Второй принцип = целостный подход в решении педагогических задач:

а ) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б )претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в )приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

  1. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. Если в младшем дошкольном возрасте восприятии музыкального материала идёт на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление и отношение.
  2. Четвёртый принцип – соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и мы даём им возможность принять в нём посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в весёлой игре). Так дети выражают своё настроение, чувства, эмоции.

  1. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является                  принцип партнёрства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо,  доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова : что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады  их видеть. Таким образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поём, вместе рассуждаем, вместе играем.
  2. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.

Музыкальное занятие имеет четкое построение:

  • Музыкально-ритмические движения;
  • Развитие чувства ритма, музицирование;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Слушание музыки;
  • Распевание, пение;
  • Пляски, игры, хороводы.

Музыкально-ритмические движения

В этот раздел мы включили два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т.д.), т.е те движения, которые нам пригодятся в разучивании плясок.

Работа над развитием чувства ритма, музицирование

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребёнка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.

Пальчиковая гимнастика

Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание  при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Слушание музыки

 

royal+muzikalnie+instrumenti+royal+oboi+64249887711Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному  образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.

Большое значение в этом разделе имеет использование аудиозаписей, а так же видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, т.к зрительное восприятие помогает слуховому.

Распевание, пение

 

         Большое внимание в своей работе мы уделяем пению. Собственное исполнение песен должно доставлять детям удовольствие. Для того чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечёткое произношение, гудение), им предлагаются простые, весёлые песенки-распевки; дети могут сами себе подыграть на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, текст песен на занятиях не должен заучиваться. Уже с младшей группы мы практикуем, кроме хорового пения, пение по подгруппам, соло, цепочками.

Пляски, игры, хороводы

Основная цель – дать возможность детям подвигаться под  музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль  ведущего (кота, медведя, зайца, матрёшки и т.д.) исполняет воспитатель или ребёнок старшего возраста. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Мы не ставим в этом виде деятельности цели двигаться и одновременно петь. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить своё место в них.

Всю работу по музыкальному воспитанию мы проводим в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.

Программа  «ЛАДУШКИ» даёт возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективными. У родителей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям. Показательно, что один из самых сложных разделов – «Слушание музыки» — являетсяу детей любимым, и это подводит нас к разработке новой технологии по данному разделу.

Программа «ЛАДУШКИ» обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка:arfa

а ) эстетическое – развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;

б )умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;

в)нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

В своих музыкальных занятиях, мы используем не только предлагаемый авторами материал, но и другие произведения, которые доступны детям для восприятия. У нас много идей. Главное – это творчество.