Готовность к школе !!!

Результаты диагностического обследования старших дошкольников подготовительной к школе групп № 9 и № 10

                           На основании проведенного диагностического обследования            (методики на определение уровня развития мелкой моторики;  сформированности восприятия;  диагностики сформированности сенсорного восприятия; диагностики уровня сформированности внимания;  диагностики умения сосредоточения, уровня кратковременной памяти; диагностики установления характера логических связей и отношений между понятиями; теста на развитие самооценки (самоконтроля) получены и обработаны результаты, которые представлены в сводной  диаграмме I и II

Диаграмма I  « Общие показатели подготовительной группы № 10 ».

диагр

Диаграмма II  « Общие показатели подготовительной группы № 9».

диагр 2

Для просмотра нажмите на ссылку: 

Таблица 1.  «Индивидуальные показатели ребенка готовности к обучению в школе»

Руководствуясь показателями сводной диаграммы I и II, можно сделать следующие выводы по общему уровню подготовки детей к школе:

  1. У большинства детей (14 детей из 22 человек) в подготовительной  к школе группы № 10 отмечается высокий уровень подготовки. В группе № 9  высокий уровень выявлен у 11 детей. Опираясь на результаты диагностики и наблюдений во время занятий по подготовки к школе, данную категорию детей можно отнести к первому уровню психолого — педагогического сопровождения в начальной школе, которые не требуют специальных условий обучения и воспитания.   Эти дети легко и быстро вступают в контакт со взрослым, проявляют в нем заинтересованность. Относятся к предъявляемым заданиям с интересом, который не угасает в ходе их выполнения. Положительно откликаются на их одобрение во время работы,  проявляя ответные позитивные эмоциональные реакции. В случае неудач обращаются за оценкой правильности действий к взрослому. Адекватно реагируют на замечания, стараясь исправить допущенные ошибки. Эмоции разнообразны, отчетливо выражены, проявляются спонтанно. Эмоционально уравновешены. Активно общаются во время исследования. Форма общения – внеситуативно – личностная.  Полноценно используют фразовую речь для коммуникативного общения.  Внимательны во время выполнения заданий. Произвольность внимания достаточно высокая. Как правило, самостоятельно выполняют предъявленные задания, в редких случаях уточняя инструкцию. Действуют активно, целенаправленно, заранее планируя свою деятельность. Сопровождают свои действия развернутыми речевыми высказываниями пояснительного характера. Доводя задание до конца, контролируя правильность его выполнения по ходу деятельности. Темп деятельности высокий, равномерный. Работоспособность высокая. С равным интересом выполняют задания вербального и невербального характера. Демонстрируют высокий уровень креативности в решении наглядных задач. В речи используют сложную, развёрнутую фразу. Звукопроизношение и фонематическое восприятие сохранны. Лексико – грамматический строй развит достаточно. Не испытывают трудностей при составлении рассказов. Рассказы развернутые, содержат элементы вымысла. Критичны.

Уровень психического развития данной категории детей фиксируется как высокий.

  1. Детей, имеющих  средний уровень подготовки к школе, а это 7 детей в  группе № 10 и доминирующее число 14 детей в группе № 9  , можно отнести ко второму уровню психолого – педагогического сопровождения в начальной школе. Данная категория детей старшего дошкольного возраста имеет минимальные нарушения психического развития. Опираясь на результаты диагностики и наблюдений во время занятий по подготовительной работы к школе можно сделать вывод, что данной категории детей присущ нижеописанный  психологический  портрет.    Легко вступают к контакт, но он носит нестабильный характер из — за возникающих трудностей при выполнении предложенного задания, а также из – за недостаточно высокой  работоспособности. Интерес к заданиям нестойкий, пропадающий из – за неудач, низкой работоспособности, недостаточной концентрации внимания. Большее значение отдают заданиям невербального характера. Задания вербального характера выполняют с меньшим интересом, но доводят до конца. Как правило, во время обследования эмоционально напряжены. Очень отзывчивы на похвалу, одобрение – в этом случае отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий. В случае неудач обычно теряют интерес к заданию либо начинают хаотично перебирать варианты, сохраняя стремление довести задание до конца. Характер общения ситуативно – деловой. Коммуникативная функция речи снижена. Внимание истощается к концу выполнения задания, концентрация зависит от интереса к заданию.  Не все задания могут выполнять самостоятельно, требуется организующая или разъясняющая, реже наглядно – действенная помощь. Активность и целенаправленность снижаются при усложнении задания, из-за пониженной работоспособности, недостаточной концентрации внимания. Комментируют действия речевыми высказываниями.  Темп деятельности умеренный, нередко медленный, отмечается неравномерная динамика. Характерно нарушение зрительно – моторной координации. Отмечается шаблонность при решении наглядно – образных задач. Испытывают сложность в передаче скрытого смысла изображенного на картинках сюжета. При составлении рассказа нужна стимулирующая помощь. Пользуются сложными, распространенными, но инвертированными фразами, иногда встречаются простые, распространенные предложения. Нередки  негрубые нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Наблюдаются ошибки при исключении 4-го лишнего предмета, обобщения могут даваться с опорой на латентные признаки. Нарушаются негрубые нарушения целостности и константности восприятия при предъявлении сенсибилизированных заданий. Недостаточно критичны.

Уровень психического развития детей характеризуется как средний.

  1. По одному ребенку в подготовительных группах старшего дошкольного возраста, наблюдается задержка психического развития, эти дети требует специальных условий обучения и воспитания. Родителям рекомендовано дополнительное комплексное обследование. В начальной школе данный ребенок будет относиться к третьему  уровню психолого – педагогического сопровождения.  Дети третьего уровня психолого – педагогического сопровождения, как правило, легко вступают в контакт, но он носит нестабильный характер. Происходит это из–за трудностей в процессе работы  и низкой работоспособности. Иногда контакт носит формальный, поверхностный характер. Зачастую безразличны к ситуации обследования, иногда отмечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. Характерна низкая  контактность. Отмечается незрелость эмоционально- волевой сферы. Пассивны в общении.  Уровень саморегуляции контроля познавательной деятельности низкий. Допускаемые ошибки самостоятельно не замечаются, речевая регуляция отсутствует, отмечается стихийная активность. Произвольное  внимание не сформировано. Зрительно – моторная координация грубо нарушена. Интерес к выполняемым заданиям слабый, поверхностный. Деятельность бесцельная, хаотичная. Помощь неэффективна. Не могут самостоятельно составить рассказ. Фразовая речь не сформирована. Отмечаются выраженные нарушения звукопроизношения. Слоговая структура слов нарушена, в речи – аграмматизмы. Уровень развития памяти очень низкий. Крайне непродуктивный способ выполнения  наглядных задач. Операции абстрагирования и обобщения не сформированы. Категориальность мышления  отсутствует. Понимание логической взаимосвязи событий и явлений самостоятельно недоступно. Манипулятивная функция рук, как правило, резко ограничена. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризуется как очень низкий.

Результаты диагностического обследования старших дошкольников подготовительной к школе группы № 9.

Список группы № 9.

  1. Бедунько Даниил
  2. Григорьев Вениамин
  3. Ермолина Валерия
  4. Кошман Яна
  5. Компанец Виктор
  6. Кучумов Никита
  7. Калугина Екатерина
  8. Клюева Ксюша
  9. Керн Максим
  10. Леднева Яна
  11. Лукашенко Кристина
  12. Манашян Кристофер
  13. Мужеловский Кирилл
  14. Наумов Андрей
  15. Некрасов Максим
  16. Овчинников Дмитрий
  17. Плаксина Соня
  18. Пелепенко Дмитрий
  19. Селиванова Вика
  20. Сидоренко Ярослав
  21. Смирнова Яна
  22. Смыслова Диана
  23. Танакова Снежана
  24. Тэрру Александр
  25. Чепыгина Ксения
  26. Шегай Артём

На основании проведенного диагностического обследования            ( тест на определение уровня развития мелкой моторики;  сформированности восприятия « Проведи линии »;  диагностики сформированности сенсорного восприятия « Нарисуй по точкам »; диагностики уровня сформированности внимания « Зашей коврик »;  диагностики умения сосредоточения, уровня кратковременной памяти « Корректурная проба »; диагностики установления характера логических связей и отношений между понятиями « Зрительные аналогии »; теста на развитие самооценки (самоконтроля) « Определение уровня готовности к обучению в школе ») получены и обработаны результаты, которые представлены в сводной таблице 1,  диаграмме I .

Руководствуясь показателями сводной диаграммы I, можно

диагр 2

сделать следующие выводы по общему уровню подготовки детей к школе:

  1. У 11 детей (из 26 человек)  в подготовительной  к школе группы № 9 отмечается высокий уровень подготовки. Опираясь на результаты диагностики и наблюдений во время занятий по подготовки к школе, данную категорию детей можно отнести к первому уровню психолого — педагогического сопровождения в начальной школе, которые не требуют специальных условий обучения и воспитания.   Эти дети легко и быстро вступают в контакт со взрослым, проявляют в нем заинтересованность. Относятся к предъявляемым заданиям с интересом, который не угасает в ходе их выполнения. Положительно откликаются на их одобрение во время работы,  проявляя ответные позитивные эмоциональные реакции. В случае неудач обращаются за оценкой правильности действий к взрослому. Адекватно реагируют на замечания, стараясь исправить допущенные ошибки. Эмоции разнообразны, отчетливо выражены, проявляются спонтанно. Эмоционально уравновешены. Активно общаются во время исследования. Форма общения – внеситуативно – личностная.  Полноценно используют фразовую речь для коммуникативного общения.  Внимательны во время выполнения заданий. Произвольность внимания достаточно высокая. Как правило, самостоятельно выполняют предъявленные задания, в редких случаях уточняя инструкцию. Действуют активно, целенаправленно, заранее планируя свою деятельность. Сопровождают свои действия развернутыми речевыми высказываниями пояснительного характера. Доводя задание до конца, контролируя правильность его выполнения по ходу деятельности. Темп деятельности высокий, равномерный. Работоспособность высокая. С равным интересом выполняют задания вербального и невербального характера. Демонстрируют высокий уровень креативности в решении наглядных задач. В речи используют сложную, развёрнутую фразу. Звукопроизношение и фонематическое восприятие сохранны. Лексико – грамматический строй развит достаточно. Не испытывают трудностей при составлении рассказов. Рассказы развернутые, содержат элементы вымысла. Критичны.

Уровень психического развития данной категории детей фиксируется как высокий.

  1. Детей, имеющих  средний уровень подготовки к школе, а это 14 детей из 26 человек, можно отнести ко второму уровню психолого – педагогического сопровождения в начальной школе. Данная категория детей старшего дошкольного возраста имеет минимальные нарушения психического развития. Опираясь на результаты диагностики и наблюдений во время занятий по подготовки к школе можно сделать вывод, что данной категории детей присущ нижеописанный  психологический  портрет.    Легко вступает к контакт, но он носит нестабильный характер из — за возникающих трудностей при выполнении предложенного задания, а также из – за недостаточно высокой  работоспособности. Интерес к заданиям нестойкий, пропадающий из – за неудач, низкой работоспособности, недостаточной концентрации внимания. Большее значение отдают заданиям невербального характера. Задания вербального характера выполняют с меньшим интересом, но доводят до конца. Как правило, во время обследования эмоционально напряжены. Очень отзывчивы на похвалу, одобрение – в этом случае отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий. В случае неудач обычно теряют интерес к заданию либо начинают хаотично перебирать варианты, сохраняя стремление довести задание до конца. Характер общения ситуативно – деловой. Коммуникативная функция речи снижена. Внимание истощается к концу выполнения задания, концентрация зависит от интереса к заданию.  Не все задания могут выполнять самостоятельно, требуется организующая или разъясняющая, реже наглядно – действенная помощь. Активность и целенаправленность снижаются при усложнении задания, из-за пониженной работоспособности, недостаточной концентрации внимания. Комментируют действия речевыми высказываниями.  Темп деятельности умеренный, нередко медленный, отмечается неравномерная динамика. Характерно нарушение зрительно – моторной координации. Отмечается шаблонность при решении наглядно – образных задач. Испытывают сложность в передаче скрытого смысла изображенного на картинках сюжета. При составлении рассказа нужна стимулирующая помощь. Пользуются сложными, распространенными, но инвертированными фразами, иногда встречаются простые, распространенные предложения. Нередки  негрубые нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Наблюдаются ошибки при исключении 4-го лишнего предмета, обобщения могут даваться с опорой на латентные признаки. Нарушаются негрубые нарушения целостности и константности восприятия при предъявлении сенсибилизированных заданий. Недостаточно критичны.

Уровень психического развития детей характеризуется как средний.

  1. У одного ребенка из 26 детей в подготовительной группе старшего дошкольного возраста, наблюдается задержка психического развития, этот ребенок требует специальных условий обучения и воспитания. В начальной школе данный ребенок будет относиться к третьему  уровню психолого – педагогического сопровождения.  Дети третьего уровня психолого – педагогического сопровождения, как правило, легко вступают в контакт, но он носит нестабильный характер. Происходит это из–за трудностей в процессе работы  и низкой работоспособности. Иногда контакт носит формальный, поверхностный характер. Зачастую безразличны к ситуации обследования, иногда отмечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. Характерна низкая  контактность. Отмечается незрелость эмоционально- волевой сферы. Пассивны в общении.  Уровень саморегуляции контроля познавательной деятельности низкий. Допускаемые ошибки самостоятельно не замечаются, речевая регуляция отсутствует, отмечается стихийная активность. Произвольное  внимание не сформировано. Зрительно – моторная координация грубо нарушена. Интерес к выполняемым заданиям слабый, поверхностный. Деятельность бесцельная, хаотичная. Помощь неэффективна. Не могут самостоятельно составить рассказ. Фразовая речь не сформирована. Отмечаются выраженные нарушения звукопроизношения. Слоговая структура слов нарушена, в речи – аграмматизмы. Уровень развития памяти очень низкий. Крайне непродуктивный способ выполнения  наглядных задач. Операции абстрагирования и обобщения не сформированы. Категориальность мышления  отсутствует. Понимание логической взаимосвязи событий и явлений самостоятельно недоступно. Манипулятивная функция рук, как правило, резко ограничена. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризуется как очень низкий.

Заключение: опираясь на вышеизложенные результаты и проделанную работу, можно сделать вывод о динамики развития группы в целом. Необходимо сказать, что общие показатели развития познавательной сферы детей подготовительной к школе группы достаточно высокие: у 51% детей наблюдается средний уровень развития,  48% детей имеют средний уровень развития, лишь у 1% зафиксирован низкий уровень развития, у данного ребенка наблюдалась задержка психического развития на момент начала учебного года.  Представители данного ребенка были осведомлены о сложившейся ситуации, мамой получена консультация педагога- психолога и рекомендовано прохождение ПМПКа.